Резолюция 84-го заседания Бизнес-Клуба «Диалоги» по теме “Государственно-частное партнерство”

30 января (четверг) 2014 года в Фундаментальной библиотеке Дальневосточного федерального университета состоялось 84-е заседание бизнес-клуба «Диалоги» для владельцев и руководителей бизнес-предприятий Дальневосточного федерального округа и стран АТР  на тему: «Государственно-частное партнерство и перспективы его развития».

Спикерами заседания выступили:

Усольцев Василий Иванович – вице-губернатор Приморского края;

Таланцев Владимир Иванович – заслуженный экономист РФ, почетный работник антимонопольных органов, руководитель Приморского УФАС в 1991 -2010 годах, кандидат экономических наук, профессор кафедры Государственного и муниципального управления Школы экономики и менеджмента ДВФУ;

Гевин Стоддарт – директор международной аудиторской и консалтинговой компании «Moore Stephens» из Великобритании;

Поличка Максим Анатольевич – Директор НП «Дальневосточный центр инноваций социальной сферы» из Хабаровска.

С презентациями спикеров можно ознакомиться здесь.

В ходе выступлений спикеров и последующего обсуждения удалось достичь единства мнений по следующим вопросам:

-государственно-частное партнерство (далее ГЧП) – это привлечение на контрактной основе органами власти субъекта федерации/муниципального образования частного капитала (инвесторов) для более эффективного и  качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций;

-на федеральном уровне отношения в сфере ГЧП в значительной степени сформированы при реализации конкретных проектов сотрудничества государства и частных инвесторов. Однако единого федерального закона, регулирующего эту деятельность на сегодняшний день пока нет, что негативно сказывается на развитии ГЧП как в России в целом, так и в регионах;

-оптимальные отрасли для применения ГЧП: теплосетевое и электросетевое хозяйство, дорожное строительстве,  домостроении, обеспечение  безопасности,  информации и коммуникаций, социальная сфера. В частности:

  • воссозданные дорожные фонды  могут служить  новым стимулом для развития механизмов ГЧП в инфраструктурном строительстве;
  • при возведении социальной инфраструктуры (домостроительство, строительство детских дошкольных учреждений)  необходимо применять механизмы ГЧП;
  • для решения проблемы обеспечения безопасности необходим  профессиональный мониторинг ситуации в Приморском крае для разработки комплекса необходимых мер, для чего требуются масштабные и регулярные  социологические исследования с обозначением проблемных точек, четкой постановкой задач и определением цели;
  • для профилактики нарушений Правил дорожного движения  необходимо  развивать системы профилактического видеонаблюдения и автоматической фиксации;
  • для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях  необходимо построить  Региональную автоматизированную систему экстренного оповещения, которая  позволит обеспечить гарантированное информирование граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций и уменьшить затраты из федерального бюджета на их ликвидацию;

В ходе обсуждения перечисленных выше приоритетных отраслей для применения  ГЧП участники заседания сформулировали конкретные предложении по реализации некоторых проектов. В частности

  • мероприятия по обеспечению безопасности удобно, оперативно и недорого можно осуществлять, используя оптические линии связи, проведенные к каждому индивидуальному дому;
  • система профилактического видеонаблюдения и автоматической фиксации может быть построена на основе проложенных сетей связи. Она позволит регистрировать все происходящие события в зоне установки камер фиксации, которые затем могут быть использованы в служебных целях;
  • для повышения энергоэффективности  в условиях ФЗ-№261 от 23.11.2003 г необходимы:
  1. легализация бюджетного дотирования инвестиционных проектов по реновации теплосетей,
  2.  утверждение долгосрочного тарифа на период возврата вложенных средств,
  3. ежегодная индексация тарифа на уровень официальной инфляции;
  • для более эффективного предоставления услуг необходимо использование   инноваций частного сектора;
    • создать благоприятные условия для привлечения негосударственных / немуниципальных поставщиков, в том числе индивидуальных предпринимателей к оказанию услуг дошкольного образования, в том числе монетизировать государственные гарантии в сфере дошкольного образования, а именно: предоставить  компенсации родителям детей, не посещающих детские сады.
    • обеспечить   более подробное информирование об инструментах ГЧП. Оптимальный путь решения – организация Интернет-сайта, содержащего максимально полную информацию, необходимую для взаимодействия в области ГЧП.

Соглашаясь с необходимостью  развития ГЧП в Приморском крае,  участники заседания отметили следующие проблемы, которые, по их мнению, могут тормозить  развитие ГЧП, а именно:

– перспектива использовать частные деньги может  «расслабить» власть и  помешать произвести скрупулезную оценку того, насколько  проект будет оправдан с точки зрения  вложенных  средств;

– банковские займы, используемые для финансирования строительства, имеют  длительный период окупаемости. Результатом этого являются долгосрочные контракты, которые сложно изменить;

– долгосрочные контракты подразумевают большие  расходы, если возникает необходимость их расторжения;

– более высокие коммерческие риски вследствие длительного срока контрактов и их высокой денежной стоимости.

По мнению участников для решения данных проблем необходимо

  • расширение источников финансирования: сокращать расходы. Включить инвестиции в Пенсионный фонд;
  • достичь баланса между риском и выгодой в частном секторе. Поддерживать стимулирование частного сектора по выполнению проектов по контракту;
  • обеспечить гибкость для удовлетворения меняющихся потребностей общества в потреблении услуг;
  • наладить ускоренный и более дешевый процесс закупок;
  • обеспечить финансовую прозрачность: государство должно  иметь уверенность, что оно получает то, за что оно платит;
  • ввести практику конкурентной борьбы среди инвесторовза возможность участия  в капитале для привлечения долгосрочных инвестиций;
    • повысить открытость взаимодействия власти и бизнеса: контроль за всеми забалансовыми обязательствами по подписанным контрактам с привлечением частных финансовых средств. Обеспечить публикацию информации  по всем проектам, участником которых является государство и бизнес;
    • разработать новые внутренние правила на правительственном уровне для управления рисками возникновения дополнительных капитальных затрат, которые возникают в связи с непредвиденными обстоятельствами, такими как изменения в законах, расходы на коммунальные платежи, загрязнение объекта; страховка, и т.д.

понятийный аппарат ГЧП должен быть очень четкий, исключающий недомыслие и двоемыслие, и детализированный. В частности, может ли быть частным партнёром частный предприниматель в этом случае; может ли он инвестировать от собственного имени, и т.д.? В подзаконных актах должны быть прописаны регламенты деятельности государственного партнёра.