Барханова Юлия

. «Внедрение инноваций в креативные индустрии региона: не благотворительность, а новая сфера эффективного инвестирования.»

Раздел 1. Креативные индустрии: суть понятия и   взаимосвязь с другими социально-экономическими процессами современности.

  1. Когда в сегодняшней России говорится об инновационной экономике, чаще всего имеется в виду модернизация технологий в традиционных сферах экономики и бизнеса. Если при этом и упоминают о культуре, то в контрастной роли хранительницы наследия, существующей в каком-то особом, отделенном от практики пространстве и не подлежащей модернизации.
  2. Между тем в мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план современной, постиндустриальной экономики. Этот инновационный сектор называют творческими, или креативными индустриями (Определение.Креативные индустрии  –  отрасль экономики, объединяющая предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал добавочной стоимости  и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. ) Развитие креативных  индустрий выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики.
  3. Наступление «постиндустриальной», «информационной» эпохи существенно изменило весь контекст осмысления культурных индустрий. Главные черты этого контекста – многообразие субъектов и поиск путей коммуникации между ними – то, что всегда было в компетенции культуры. Более того, когда начался отток производств из экономически развитых стран, регионов, городов в развивающиеся страны и регионы с более дешевой рабочей силой, культурные индустрии выступили спасительным антикризисным средством. То, что прежде считалось периферийным и затратным (поддерживалось государством и благотворительностью), стало осмысляться как мощный производительный ресурс. Опустевшие фабрики и заводы стали центрами современного искусства, музеями, галереями, дали приют независимым творческим компаниям. Вовлечение культуры и творческих ресурсов в программы городского развития преобразило облик европейских городов. (О теории Ричарда Флориды,  о креативном классе и теории креативной экономики, примеры прямой зависимости экономических показателей регионов от креативности среды – по предложенному Флоридой «индексу креативности» и «концепции  Трех Т» ).
  4. Во многих передовых европейских странах на фоне растущей глобальной конкуренции креативные индустрии также рассматриваются как сектор с наибольшим потенциалом. ( ПРИМЕРЫ: креативные индустрии решают маркетинговые задачи городов и регионов)

Вывод раздела:  для сегодняшней России чрезвычайно актуальна концепция креативной экономики, так как  у нас  существует определенный дефицит идей, способствующих динамизации процесса развития территорий. «Территории» в данном контексте  – это и наш Приморский край, где этот дефицит тоже ощущается и требует скорейшего решения. Соответственно, инвестиции в креативные индустрии  сегодня рассматриваются совершенно по-новому – не как «меценатство» или «невозвратная благотворительность», а как венчурные инвестиции: вложения в самое новое, в то, что принесет прибыль в будущем именно потому что инвестор первым уловил перспективную тенденцию.

РАЗДЕЛ 2. Проекты инновационных объектов креативной индустрии Дальнего Востока.

Здесь будут рассмотрены 2 конкретных инновационных культурных объекта и на примерах существующих «прообразов» доказана рентабельность вложений в них:

  1. Инновационные развивающие центры (использование 3D – 5D технологий  и инженерных инноваций для схемы «развлечение+развитие»). Прообразы – Музей человеческого Тела в Аместрдадаме , технологический Музей в Лондоне и пр.
  2. Культурные кластеры нового типа Прообраз – Центр Современного Искусства «Винзавод» гМосква.
  3. Обсуждение системы совместной работы над данными проектами ученых, инженеров программистов, культурологов и менеджеров региона.

 

Вывод доклада: Инвестиции в креативные индустрии – это очень хорошие, перспективные вложения,  тем более что у ДВ региона есть возможность заполнить эту нишу в числе первых. Учитывая, что в нашу постиндустриальную, информационную эпоху большинство прогрессивных развитых стран мира ставят в центр стратегий своей конкурентноспособности – именно инновационное образование и развитие креативной экономики,  нашей стране в целом, и региону в частности,  необходимо не «догонять» мировую тенденцию, а встать в ряды ее первопроходцев, ибо в сфере инноваций – кто начинает тот и выигрывает.