Барханова Юлия
. «Внедрение инноваций в креативные индустрии региона: не благотворительность, а новая сфера эффективного инвестирования.»
Раздел 1. Креативные индустрии: суть понятия и взаимосвязь с другими социально-экономическими процессами современности.
- Когда в сегодняшней России говорится об инновационной экономике, чаще всего имеется в виду модернизация технологий в традиционных сферах экономики и бизнеса. Если при этом и упоминают о культуре, то в контрастной роли хранительницы наследия, существующей в каком-то особом, отделенном от практики пространстве и не подлежащей модернизации.
- Между тем в мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план современной, постиндустриальной экономики. Этот инновационный сектор называют творческими, или креативными индустриями (Определение.Креативные индустрии – отрасль экономики, объединяющая предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. ) Развитие креативных индустрий выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики.
- Наступление «постиндустриальной», «информационной» эпохи существенно изменило весь контекст осмысления культурных индустрий. Главные черты этого контекста – многообразие субъектов и поиск путей коммуникации между ними – то, что всегда было в компетенции культуры. Более того, когда начался отток производств из экономически развитых стран, регионов, городов в развивающиеся страны и регионы с более дешевой рабочей силой, культурные индустрии выступили спасительным антикризисным средством. То, что прежде считалось периферийным и затратным (поддерживалось государством и благотворительностью), стало осмысляться как мощный производительный ресурс. Опустевшие фабрики и заводы стали центрами современного искусства, музеями, галереями, дали приют независимым творческим компаниям. Вовлечение культуры и творческих ресурсов в программы городского развития преобразило облик европейских городов. (О теории Ричарда Флориды, о креативном классе и теории креативной экономики, примеры прямой зависимости экономических показателей регионов от креативности среды – по предложенному Флоридой «индексу креативности» и «концепции Трех Т» ).
- Во многих передовых европейских странах на фоне растущей глобальной конкуренции креативные индустрии также рассматриваются как сектор с наибольшим потенциалом. ( ПРИМЕРЫ: креативные индустрии решают маркетинговые задачи городов и регионов)
Вывод раздела: для сегодняшней России чрезвычайно актуальна концепция креативной экономики, так как у нас существует определенный дефицит идей, способствующих динамизации процесса развития территорий. «Территории» в данном контексте – это и наш Приморский край, где этот дефицит тоже ощущается и требует скорейшего решения. Соответственно, инвестиции в креативные индустрии сегодня рассматриваются совершенно по-новому – не как «меценатство» или «невозвратная благотворительность», а как венчурные инвестиции: вложения в самое новое, в то, что принесет прибыль в будущем именно потому что инвестор первым уловил перспективную тенденцию.
РАЗДЕЛ 2. Проекты инновационных объектов креативной индустрии Дальнего Востока.
Здесь будут рассмотрены 2 конкретных инновационных культурных объекта и на примерах существующих «прообразов» доказана рентабельность вложений в них:
- Инновационные развивающие центры (использование 3D – 5D технологий и инженерных инноваций для схемы «развлечение+развитие»). Прообразы – Музей человеческого Тела в Аместрдадаме , технологический Музей в Лондоне и пр.
- Культурные кластеры нового типа Прообраз – Центр Современного Искусства «Винзавод» гМосква.
- Обсуждение системы совместной работы над данными проектами ученых, инженеров программистов, культурологов и менеджеров региона.
Вывод доклада: Инвестиции в креативные индустрии – это очень хорошие, перспективные вложения, тем более что у ДВ региона есть возможность заполнить эту нишу в числе первых. Учитывая, что в нашу постиндустриальную, информационную эпоху большинство прогрессивных развитых стран мира ставят в центр стратегий своей конкурентноспособности – именно инновационное образование и развитие креативной экономики, нашей стране в целом, и региону в частности, необходимо не «догонять» мировую тенденцию, а встать в ряды ее первопроходцев, ибо в сфере инноваций – кто начинает тот и выигрывает.