Терский Михаил

Заведующий Приморской  лаборатории экономики и  глобальных проблем

Института экономических исследований ДВО РАН.

Профессор Школы  Экономики и менеджмента ДВФУ

Михаил Васильевич Терский

 

Научно-технический и экономический потенциал Тихоокеанской
России:  проблемы и перспективы интеграции в рынки АТР

12 сентября  2012 г. завершился  форум АТЭС в г.Владивостоке. Впервые идея  провести форум АТЭС во Владивостоке была позиционирована в 2002 г. на VI-м Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. В то время  все казалось, что Россия вот-вот вступит в ВТО. Приморские эксперты посчитали, что следующим  глобальным интеграционным проектом  для России может стать  интеграционное встраивание в зоны свободной торговли АТЭС.

 Идея создания в АТР зон свободной торговли имеет давнюю историю. Впервые инициатива по созданию Тихоокеанской зоны свободной торговли (Pacific Free Trade Area, PAFTA) была предложена Японией в 1966 году. Она повлекла за собой создание целого ряда неправительственных организаций, объединенных идеей продвижения интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (1967 г.), Тихоокеанский экономический совет (1968 г.), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (1980 г.).

Идеология  ЗСТ была сформулирована в 1994 году на встрече глав  экономик АТЭС в Богорте. Богорская декларация определяла цели АТЭС (так называемые «Богорские цели») – создание зоны свободной торговли и движения капиталов в Азиатско-Тихоокеанском регионе не позднее 2010 года для развитых экономик, и не позднее 2020 года – для развивающихся. Особенностью Богорских целей стало то, что их достижение должно осуществляться на непреференциальной основе, поскольку в задачи АТЭС входит снижение торговых барьеров не только между экономиками-участницами, но и на глобальном уровне («свободный регионализм»).

 Повестка деятельности форума по достижению Богорских целей основывается на трех «столпах»:

  • Ø либерализация торговли и инвестиций;
  • Ø упрощение условий ведения бизнеса;
  • Ø экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК).

Первые пять лет после, принятия Богорской декларации, прошли под знаком большого энтузиазма и оптимизма по поводу программы действий АТЭС. На волне энтузиазма экономики-участницы запустили инициативу по «Ускоренной добровольной секторальной либерализации», целью которой было ускоренное достижение свободной торговли в 15 секторах. В течение этого периода количество экономик-участниц увеличилось до 21, после чего в 1998 году был введен мораторий на вступление в АТЭС новых членов, который действует и по сей день.

На протяжении первого десятилетия XXI века было внесено множество предложений по интеграции в регионе. Они могут быть условно разделены на Восточноазиатское и Транстихоокеанское направления.

 На Восточноазиатском направлении (East-Asian Track, EAT) наиболее значимым событием стало предложение группы АСЕАН+3 по созданию зоны свободной торговли. Кроме того, группа АСЕАН+6 (включающая в себя АСЕАН+3, а также Австралию, Новую Зеландию и Индию) предложила инициативу Всеобъемлющего азиатского партнерства (Comprehensive Economic Partnership for East-Asia, CEPEA), которая привела к созданию такой важной политической группы как Восточноазиатский саммит.

 На Транстихоокеанском направлении (Trans-Pacific Track, TPT) после драматических событий конца 90-х годов наблюдалось снижение доверия. Однако идея транстихоокеанской интеграции была возрождена в 2004 году вместе с предложением о создании Зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Free Trade Area of the Asia-Pacific, FTAAP), которое изначально было выдвинуто Деловым консультативным советом АТЭС. Получив на первом этапе довольно критическую оценку со стороны глав экономик АТЭС, эта инициатива в последние годы занимает все более важное место в интеграционной повестке Форума.

 Развитие по направлению TPT получило дополнительный толчок, благодаря начатым в 2010 году переговорам о создании Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership, TPP). Переговоры были инициированы США, что отражает изменение стратегии и смещение акцента в экономической политике США в сторону Восточной Азии. Основная идея инициативы TPP заключается в том, что данное партнерство может стать важным шагом на пути создания зоны свободной торговли в АТР.

 В 2010 году главы экономик АТЭС сделали важное заявление, суть которого сводится к сближению двух направлений. Инициатива FTAAP определяется как важный инструмент региональной экономической интеграции в долговременной перспективе, и принято решение переходить к конкретным мерам по ее реализации. Предложения групп АСЕАН+3, АСЕАН+6 и инициатива TPP поддерживаются в равной мере – как пути реализации FTAAP. Таким образом, инициатива FTAAP была определена главами экономик как конечная цель, для реализации которой используется движение и по Восточноазиатскому, и по Транстихоокеанскому направлениям.

АСЕАН выступила с инициативой, получившей название «АСЕАН++», суть которой заключается в создании единого «шаблона» для интеграции в АТР при участии любых желающих экономик – будь то +3 или +6.

 На Транстихоокеанском направлении в течение последних лет наблюдались интенсивные переговоры, приведшие к объявлению плана реализации предложенных инициатив на встрече Глав экономик АТЭС в 2011 году. Кроме того, в настоящий момент обсуждается вопрос вступления Японии, Канады и Мексики в Транстихоокеанское Партнерство.

Важнейшим вопрос – есть ли у России  реальная стратегия интеграционного встраивания в рынки АТР или ее нет. Если да, то ответ должен  быть  по крайне мере если не  институциалирован, то хотя  бы озвучен.  Если нет, то тогда надо  объяснить самим себе четко и ясно, почему его нет или почему  его не может быть.

На саммите глав АТЭС в г. Владивосток  2012 г. первый вице-премьер Правительства РФ  И.Шувалов заявил, что «Россию не устраивают  классические  варианты «зон свободной торговли», который  реализуют  страны АТЭС, поэтому  Россия  будем  искать свою модель и предлагать ее для наших торговых партнеров».

         Что же не устраивает Россия  в моделях ЗСТ, реализуемых на пространстве АТЭС?  Это прежде всего,  базовые  принципы, на которых строится практика зон свободной торговли:

Первый принцип. Полная отмена (кроме специально оговоренных исключений) импортных пошлин;

Второй принцип. Отмену контингентирования импорта (т. е. количественных или стоимостных ограничений импорта, введенных на определенный период времени) во взаимной торговле;

Третий принцип. Установление единых правил определения страны происхождения товаров. Эта мера нужна, чтобы не допускать распространения внутри АТЭС взаимных льгот на изделия, произведенные за ее пределами (так называемые «внезональные» товары, четко отделяемые от «зональных»).

Четвертый принцип. Отказ от единого внешнеторгового тарифа в отношении третьих стран.

Пятый принцип. Недопущение  диспропорций по торговым группам.  

Шестой принцип. Устранение таможенных пошлин и сборов чисто фискального характера, а также элементов таможенной защиты тех или иных товаров, содержащихся во внутренних налогах и сборах, и экспортных пошлин во взаимной торговле, уменьшение ограничений конкуренции.

         Большинству зарубежных экспертов, нечеткость позиции России в отношении  основных интеграционных целей АТЭС кажется  непонятной. С экономической  точки зрения  Россия  отношения  с объединенным  европейским  рынком, который  консолидировано противостоим российском бизнесу, постепенно  приобретают форму открытой конфронтации. Российское правительство  понимает, что переломить ситуацию в ближайшие годы вряд ли удастся, в лучшем случае сгладить конфронтационные обострения.

         В АТР России  противостоит формирующийся консолидированный  рынок  стран АТЭС. Вполне  вероятно, что к 2020  г. Россия окажется  единственной  периферийной страной, не участвующей  в многосторонних интеграционных процессах АТР. Россия  может быть зажата как  сырьевой  поставщик первичных товаров и услуг, включая  транспортные , между  двумя консолидированными рынками.

Возникает дилемма: либо Россию это устраивает,  либо Россия хочет стать  одним из активных  глобальных  игроков, включенным  в одну из интеграционных группировок. Можно ли  интегрироваться в АТР? Это вопрос, на который нет  ответа.

Ответ лежит в плоскости – на базе какого сценария Россия  готова интеграционно встраиваться в АТР? Реально можно выделить три сценария:

Первый – сценарий активно взаимодействия по вхождению в проекты ЗСТ. Для реализации этого сценария необходимо:

  • Ø структурная перестройка экономики Тихоокеанской  России на новых технологических платформах;
  • Ø включение в деятельность коллективных финансовых институтов АТР;
  • Ø создание новых рыночных институтов, обеспечивающих  эффективное  обслуживание бизнеса на принципах «открытой экономики».

Второй  сценарий  – интеграционная  стагнация. Механизмы  интеграционного взаимодействия России со странами АТР, сложившиеся  к 2012 г.,  остаются неизменными. Интеграционная политика  Россия  в АТР  будет реализовываться по следующим направлениям:

  • Ø поиск моделей  двухсторонних  соглашений о свободной торговли;
  • Ø расширение использования  национальных валют в расчетах;
  • Ø закрепление на сырьевых рынках АТР;
  • Ø инициирование  инфраструктурных проектов, обеспечивающих доступ российских ресурсов на рынки АТР

Данный сценарий  Правительство России устраивает больше всего, так как  избавляет от необходимости  запуска на Дальнем Востоке программ ускоренного «догоняющего  технологического развития».

Третий сценарий –  усиление дезинтеграционных процессов. Он связан с возможностью отказа ключевых стратегических  игроков от участия в интеграционных процессах.  Такие возможности эксперты связывают, прежде всего, с ожиданиями  пересмотра  подходов  к принципам  зон свободной торговли со стороны Китая. Превращение в середине ХХI века Китая в мировую сверхдержаву может  подтолкнуть  китайское Правительство к продвижению своей «особой  модели глобальной  интеграции». Для России, учитывая ее слабую интеграционную взаимозависимость с экономиками АТР, данный сценарий  принесен минимальные потери, по сравнению с другими экономиками.

В заключении, любые сценарии – это лишь вероятностный прогноз возможных событий  будущего. Реальная практика будет складываться из усилий, воли и энергии множества людей, в том числе дальневосточного бизнеса