Воробьев Константин

«Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Взгляд бизнеса».

«Всё больший вес в рамках АТЭС приобретают такие темы, как энергобезопасность, экология, инновации. Активно идёт диалог по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности.»

 

В.В. Путин

из выступления на Саммите АТЭС

 

Уважаемые коллеги!

В рамках подготовки к своему выступлению, я довольно серьезно размышлял над тем, как его логически построить: где сделать основной акцент, о чем будет необходимо упомянуть, а, что оставит Вас равнодушными.

Изначально просматривалось два варианта:

Рассказать Вам, что всё и так хорошо, а будет ещё лучше, и поблагодарить за это организаторов: обе Администрации за патронаж данного мероприятия, ДВФУ за то, что менее чем за один месяц они стали площадкой для двух встреч международного уровня, Бизнес-клуб «Диалоги» и его бессменного лидера – Инессу Альбертовну, как за саму идею данного мероприятия, так и за ее реализацию.

Или же, наоборот, используя возможности публичного выступления, посетовать на то, на что обычно любят жаловаться предприниматели друг другу «на кухне», а именно:

  • высокие административные барьеры;
  • дефицит кадров;
  • налоговую нагрузку;
  • высокие ставки аренды;
  • политические, экономические риски;
  • и прочее, прочее, прочее.

Но решил, что ни одно, ни другое не даст никому из присутствующих никакого нового знания. А потому, на примере некоторых общих рассуждений и частных вопросов нашего бизнеса, постараюсь показать то, что, на наш взгляд, носит характер системной недоработки, устранение которой позволит улучшить инвестиционный климат региона если не по всему спектру проблем, то хотя бы в зоне инновационных технологий и решений.

Начнем с того, что во всем мире, как сам бизнес, так и регуляторы бизнес-процессов в лице законодательной и исполнительной ветвей власти, давно уже стремятся создавать условия для…., сформировать среду так…, и вкладывать инвестиции в то…, что называется «новой экономикой».

Экономикой, основанной не на владении материальными активами, а на знаниях, защищенной патентами и ноу-хау, и производящей товары и услуги высоких технологических пределов.

Такие сектора экономики растут повышенными темпами, отдача на инвестированный капитал (ROI) в них значительно превышает среднюю норму данного показателя в традиционных отраслях, а инвесторы участие в проектах такого рода оценивают совершенно по иным мультипликаторам. И это позволяет компаниям новой экономики привлекать финансирование на свое развитие на условиях более комфортных, чем иными участникам инвестиционного процесса. Да и проблем с поиском инвесторов у них обычно не возникает.

Но если каждый инвестор стремится стать участником отдельной такой структуры, то более глобальная задача, задача региональной элиты – это экономика, построенная из резидентов «новой экономики».

И вот тут появляется место для «подвига». Ведь, чтобы построить такую экономику, требуется большая предварительная подготовка.

Необходимо:

  • создать (часто с нуля) эффективную инфраструктуру такой экономики;
  • создать условия для привлечения в неё кадров соответствующего уровня;
  • организовать площадки для диалога представителей данных направлений бизнеса и власти, чтобы вырабатывать совместное, согласованное видение будущего. И модераторами данных площадок должны быть не случайные люди;
  • наконец, создать механизмы мотивации потребителей товаров и услуг такой новой экономики.

И если, по некоторым из озвученных направлений, положительная динамика уже видна, то где-то уже только тот факт, что все заинтересованные стороны готовы «засучить рукава», будет многое означать как для всего бизнеса в целом, так и для инвестиционного сообщества в частности.

Вы скажете, что ничего нового в данном тезисе нет! И по все этим направлениям работа уже идет!

Да, согласен.

В стране и крае внедряются такие новые формы взаимодействия учреждений и потребителей их услуг, как «Портал Госуслуги» и электронное правительство, электронный дневник ученика, или единая электронная карта пациента медучреждений.

Новый кампус ДВФУ – лучшее подтверждение тому, что на всех уровнях вертикали власти, цель – повысить инвестиционную привлекательность региона – не просто осознана, но претворяется в жизнь ударными темпами.

Наше сегодняшнее мероприятие – это пример поиска нового будущего региона, через диалог власти, науки и бизнеса.

И, если немного постараться, то без труда можно найти и примеры поддержки потребителей и производителей товаров и услуг новой экономики.

Так что, работа действительно ведется!

…но, нам представляется, что все это носит фрагментированный характер, в результате чего складывается ощущение, что формирование инвестиционного климата носит слабоуправляемый характер, и воспринимается участниками этого процесса, как задача финансовая, юридическая, ну, в крайнем случае, технологическая.

Все это – формальная, если позволите так сказать, сторона вопроса.

На наш взгляд, формирование инвестиционного климата – это, в первую очередь, институциональная, мотивационная и задача качества человеческих ресурсов!

А вот уже механизмом реализации верно изложенных идей, как раз и должны стать: новые нормативные акты; новые технологические уклады; новые технологии; и новые же формы привлечения капитала.

С вашего позволения, я приведу несколько примеров того, где, по нашему мнению, отсутствие такого комплексного подхода, и отсутствие возможности вести неформальный диалог, при общей заинтересованности сторон, скорее, в формальном получении результата, чем во внедрении нового, не просто тормозит процесс модернизации экономики и улучшения ее инвестиционной привлекательности, но, более того, дискредитирует любые начинания в данном направлении.

Нам регулярно приходится контактировать с бюджетными учреждениями по вопросам внедрения тех или иных технологий. И при закупках товаров и услуг они, как и положено, придерживаются требований федерального закона «О госзакупках», ещё известного как «94-ФЗ». Основным лейтмотивом данного нормативного акта является цена, цена и еще раз цена.

Как следствие, компании, вкладывающие средства в достойные з/п своих сотрудников и их обучение, не в состоянии конкурировать с их менее трепетными коллегами, зачастую пришедшими из центральных регионов страны. Последние, выиграв аукцион (чаще дистанционно) по единственному критерию «цена», затем находят исполнителей работ на территории «за копейки», с соответствующим уровнем квалификации, и оказав заказчику услуги «абы как», готовятся к судам, на которые большинство заказчиков не пойдут в принципе, довольствуясь тем, что получили.

Действительно, ничего нового, все как у всех!

Но, если речь идет о внедрении технологий, или развертывании инновационных решений, то «товар» или «услуга», полученные заказчиком в этом случае, будет такого качества, что ни о какой его «инновационности» не может быть и речи, поработало бы хоть какое-то время.

Так вот вопрос! При всем формально верном подходе к процессу каждого из контрагентов, где поставщику, оставшемуся не у дел найти ту силу, которая, понимая, что инвестиции в будущее – извините за тавтологию, требуют инвестиций – смогла бы поставить под сомнение необходимость внедрения таких псевдо-технологий «за гроши»?

Наверно, такой силы нет, да и, возможно, быть не может, но хоть диалог-то на эту тему, должен где-то вестись!

Или вот другой случай, уже непосредственно связанный с вопросом привлечения инвестиций в регион.

В числе прочего, наша компания работает на рынке энергоэффективных технологий.

Госпрограмма Министерства Энергетики в разрезе запланированных расходов и доходов в 2011-2020гг. в рамках программы внедрения энрегоэффективных технологий выглядит так (слайд):

Это, конечно, картинка по всей программе, по всей стране, но как видите, 90% всех запланированных расходов, приходится на частный сектор, т.е. внебюджетные источники финансирования. И речь, в данном случае, идет не только о внедрении технологий на частных объектах, но и об инвестициях в бюджетную сферу, сделанных, надо полагать, по принципу Государственно-Частного Партнерства.

Мы знаем «что делать», мы знаем «как делать», что-то мы уже внедряли, где-то нам еще предстоит подтянуть свои компетенции, более того, есть даже понимание того, как грамотно, прозрачно на платной и возвратной основе консолидировать финансовые ресурсы для внедрения мероприятий по энергосбережению в приморской экономике. А вот куда бежать со всем этим пониманием –  понимания нет.

Конечно, мы уверены, что найдем выход из сложившейся ситуации, но сама постановка вопроса о его поиске, говорит о том, что механизма понятного и доступного нет, а его необходимость давно назрела.

В общем, подводя итоги своему выступлению, хочу еще раз сказать, что, на наш взгляд, формирование инвестиционного климата – это, в первую очередь, институциональная, мотивационная и задача качества человеческих ресурсов!

Одним словом, только системный подход и диалог всех заинтересованных сторон позволит не просто привлечь в регион какую-то определенную сумму денег, но и сделает процесс инвестирования предсказуемым и управляемым. И главное, оценка проектов будет производиться инвесторами совершенно по другим финансовым мультипликаторам, а сроки вложений будут измеряться инвестиционными циклами, а не календарными месяцами.

Закончить же выступление хочу еще одной мыслью, высказанной Владимиром Владимировичем на саммите форума АТЭС. Прозвучит она не дословно, но суть его такова: «Нам кажется, что время деклараций прошло. Жизнь потребует прагматизма и практических действий».

Бизнес, по крайней мере, в нише технологических решений, готов и к диалогу и к решительным действиям, а потому давайте чаще встречаться!

Хочу поблагодарить организаторов мероприятия за возможность быть услышанным.

Позвольте, пожелать нам всем удачи!

Спасибо!